Почему люди любят экстремальные виды спорта?

Последнее десятилетие количество участников в обычных видах спорта снижается, а количество спортсменов в экстремальных видах растет и будет расти, делая эти сферы многомиллионной отраслью.

Экстремальные виды спорта стали объектом обсуждений и иногда осуждений. Бытует мнение, что занимаются экстремальными видами активности психически ненормальные, адреналиновые наркоманы. Задаются вопросы: а зачем?! ведь в жизни и так сложностей хватает! В моей жизни и психологической практике таких ребят (и барышень) много. Порассуждаю сегодня, зачем нам всем такое частое соприкосновение с риском и даже смертью.

Психоаналитическое направление в психологии (привет, Фрейд!) говорит, что увлечение риском – это завуалированный вызов смерти и борьба с ней. 

Психосоциальные направления утверждает, что увлечение экстремальными видами спорта – один из видов адаптивного поведения, которое помогает реализоваться в жизни и социуме, найти свое место.

Ученые предполагают о наличии экстремального гена (привет, наука!), который сообщает нам склонность к рискованным формам поведения, жажду приключений. Но! наряду с наследственностью, есть психологические аспекты: в 40% случаев люди занимаются экстремальными видами спорта ввиду приобретенных мотивов. То есть в увлечении экстремальными видами спорта больше психологических факторов.

И так, зачем мы идем в эстрим и рискуем?

🏻 ДОКАЗАТЬ СЕБЕ 

и выйти за существующие рамки и границы. Соблюдение баланса и контроля основных инстинктов, реакция, нервы умение владеть собой и продолжать действовать (эффективно) в неконтролируемой ситуации являются главными движущими факторами того, почему люди идут в экстремальный спорта. Экстрим-спортсмены учатся контролировать свои эмоции, обретают уверенность в себе, повышают самооценку. Это способ для преодоления собственных психических и физических границ, проверка себя на прочность. С этой же целью мы ходим на стадионы и просматриваем видео с экстрим-спортсменами. Это пассивное участие в экстриме. Выходит, мы все экстремалы?!

🏻 ДОКАЗАТЬ ПРИРОДЕ 

Вы заметили, что экстремальные виды активности всегда связаны с природой и практикуются в свободной или неконтролируемой среде с использованием природных элементов: воздух, вода, земля? Веками мы жили в природе, то борясь, то дружа с ее проявлениями. Взаимодействие с природными элементами оказывает влияние на человеческие инстинкты. Страсть человека к преодолению естественных препятствий является привлекающим фактором для спортсменов и для зрителей. Позитивное влияние страха перед опасностью является главным мотивом в достижении спортивного уровня.

🏻 ДОКАЗАТЬ СОЦИУМУ

А также маме, тому парню, и вообще всем. В основном экстремальный спорт практикуют индивидуально. Это театр одного актера. Экстремальный спорт создает ситуацию для демонстрации уникальности. Эстрим-спортсмены получают уважение, которое приходит по мере роста мастерства. На них все смотрят и им все удивляются, возникает поклонение и восхищение, приходит слава и признание окружения. Расширяются возможности реализоваться. Первый интерес к экстремальному спорту появляется в 14-15 лет, в том возрасте, когда активнее всего идет поиск себя и сильна жажда совершить что-то заметное, заявить о себе в социуме, бросить ему вызов. Короче, за респектом и уважухой мы идем туда.

🏻 ПОБАЛОВАТЬ СЕБЯ ВКУСНЕНЬКИМ 

Выброс большого количества адреналина является главной отличительной чертой экстремальных видов спорта от других видов активности. Возбуждение, наступающее при занятии экстремальными видами спорта, очень сильное. Экстремальный спорт – это действительно наркотик. Страшно привлекательный. Экстремальные виды спорта вызывают неординарные состояния сознания, которые обогащают жизнь спортсмена новыми эмоциями, ощущениями и вкусным гормональным коктейлем в крови.

Ответ на вопрос о том, почему люди начинают заниматься экстремальными видами спорта, нужно рассматривать в контексте каждой личности. Но то, что экстремальный спорт – отличное подспорье психотерапии и эффективный способ решить личностные проблемы начиная от здоровья заканчивая отношениями, я неоднократно убеждаюсь в своей повседневной практике психологического консультирования.